В одном из обсуждений различных спальных вагонов мы говорили о способах поднятия и опускания полок, в том числе таковой в WL69:
http://www.mza.ru/forum/download/file.php?id=1174&mode=view/_005.jpg
Как известно, почти во всех гёрлицких WLAB-ах 1978-1992 годов система разложения полок одинаковая. Нижняя полка опущена постоянно, средняя полка складывается вниз и может служить спинкой, верхняя полка перемещается по высоте (верхнее положение - трёхместный режим, нижнее положение - двухместный). Так было в советских, польских, чехословацких, немецких, румынских "спальниках". А вот для венгерских дорог (MÁV) сделали совсем другую систему, напоминающую WL69. В текущем расписании такой вагончик выполняет один из двух обегов в "Шопене" Варшава-Будапешт, так что я решил съездить и посмотреть, что и как там устроено.
Из классических спальных MÁV получили всего 20 вагонов в 1978 году (51 55 70-41 51 55 70-80 000 ... 019) и ещё совсем небольшую серию в 1985 году (51 55 70-80 000 ... 009), мой оказался из второй серии, но зато в совершенно оригинальном виде:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08449.JPG
Внутри - "светлая" отделка под дерево, знакомая по чехословацким вагонам. В коридоре отличий от других вагонов почти нет:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08450.JPG
Да и в купе на первый взгляд всё достаточно канонично:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08451.JPG
Что, впрочем, нельзя сказать о нижней полке. Она в виде ящика опускается из стены, примерно, как в вагоне WLABmee:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08452.JPG
С остальными полками происходит примерно то же самое. Верхняя полка. Повсюду приделаны знаменитые откидные сеточки. А вот опускающиеся предохранительные скобы на краю полки ещё не внедрены. Вместо них - пристежные ремни. Не действуют, если спать головой к окну
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08453.JPG
Интересно, что проблема с отсутствующим углом полки в купе WLABmee (если кто забыл, там имеет место
следующая проблема - фото не моё, я только разместил ссылку :)) здесь отсутствует и решается дополнительной багажной полкой с подушкой, "съедающей" угол. Странно, почему позже от этого решения отказались, багажное место же
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08455.JPG
Разложенная средняя полка. Тоже имеет два возможных положения, как и WLABmee — верхнее-двухместное и нижнее-трёхместное. Правда, кнопок для активации этой хитрой механики я не нашёл. Есть только замок-защёлка с одной, и замок-вертушка с другой стороны. Расстояние между полок вполне терпимое.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08456.JPG
Теперь переходим к оборудованию. Здесь отличия снова сходят на нет. Ехал в 10 купе, в котором у вагонов с нефтяным отоплением проходит дымоход, поэтому рядом со шкафчиком есть специальный короб.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08462.JPG
Шкафчик и розетка.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08465.JPG
Умывальник вполне традиционный. Короб дымохода, опять же, торчит сбоку.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08469.JPG
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08470.JPG
Знакомые с детства вещи и механизмы
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08472.JPG
Такие лампочки ставили на "гладкие" гёрлицкие вагоны в 80-х. Само посадочное место адаптировано именно под "советские" светильники.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08474.JPG
И ещё кое-что из устройств купе. Сбоку видны защёлки для полок:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08475.JPG
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08476.JPG
Насчёт оригинальности этих плафонов я не совсем уверен.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08477.JPG
Ящик для мусора, открывашка и регулятор отопления.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08478.JPG
Справа видна сложенная средняя полка.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08483.JPG
Если сложить все полки в стену, то из ниши под первой полкой появятся складные сиденья. Это несомненный плюс данной конструкции полок.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08510.JPG
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08511.JPG
Ещё раз коридор. Здесь всё стандартно - поручни, занавески, экраны.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08496.JPG
Правда, под потолком на оконной стене есть ряд небольших лампочек, назначение которых я не понял. Не работали.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08499.JPG
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08500.JPG
Вид в сторону рабочего тамбура. Как и их собратья по бывшему соцлагерю, венгерские вагоны обзавелись вынужденной модернизацией в виде накладных замков в двери купе. 10 купе открыто, рядом — витрина рабочего купе проводника, далее — дверь в последнее и туалет.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08501.JPG
Кстати, между дверями в рабочее купе и туалет сохранился артефакт в виде дверцы, за которой раньше были усилитель и микрофон для туристского гида.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08503.JPG
На некоторых стёклах — весьма знакомое клеймо:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08505.JPG
Многие боковые стёкла уже неродные, их часто меняют при КР, то есть REV
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08508.JPG
А это что-то доселе неизвестное:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08506.JPG
В торцевых дверях изначально были венгерские стёкла, к моему удивлению:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08509.JPG
Раз уж вышли в тамбур, то можно и на щит посмотреть. Он в гладкобортных WLAB-ах установлен в нерабочем тамбуре, рядом с туалетом.
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08514.JPG
Входные двери. В первый раз посадка была не через рабочий, а именно через этот тамбур. Странно
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08516.JPG
Из тамбура в коридор:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08515.JPG
Кое-что о правах и обязанностях:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08525.JPG
Для наглядности сфотографировал ещё одно полностью сложенное купе:
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC09954.JPG
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC09955.JPG
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC09957.JPG
Вот, пока снимал, уже наступило утро. Приехали!
https://dl.dropboxusercontent.com/u/88296899/wlab/DSC08580.JPG
Вот такой оригинальный вагон. При всей его теплоте и ламповости одно не очень понравилось — не совсем ровный ход, особенно на скорости 160. Пока поезд неспешно ехал по медленным линиям Польши, это не чувствовалось. Но заехав в быструю, но богатую кривыми Чехию, швырять на высокой скорости стало немилосердно. Тележки Görlitz Va, к сожалению, не приспособлены для быстрой езды по кривым, для ночных поездов это неудобно. Ещё один недостаток, суммирующийся из предыдущего и системы полок — промежуток между полкой и стеной. Полноценно привалиться к стене лёжа не получается. Тем же страдают полки WLABmee — из-за выступающих краёв корпуса полки сам матрас неумолимо уменьшается, а с ним же пропадает драгоценная лежачая поверхность.
Пока схемы вагонов 2013/2014 не опубликованы, нельзя точно сказать, попадёт ли этот вагон в следующий график "Шопена". Пока ещё ездит, но у MÁV есть и более новые спальные вагоны 1994 г., которыми могут заменить "Гёрлиц".
Спасибо за внимание!